Информация Прокуратуры

Об ответственности за «телефонный терроризм»

За заведомо ложное сообщение об акте терроризма (взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно-опасных последствий), совершенное из хулиганских побуждений, предусмотрена уголовная ответственность по ст. 207 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Сам по себе террористический акт - уголовное преступление. Любые проявления, связанные с ложными сообщениями о готовящемся ход террористическом акте, также являются уголовно наказуемыми деяниями. Уголовная ответственность за это преступление наступает в отношении лица, достигшего ко времени совершения преступления 14 лет. Если лицо добросовестно заблуждается и полагает, что его информация о готовящемся акте терроризма соответствует действительности, то ответственность исключается.
Наказание за это преступление:

  • штраф в размере от 200 тысяч до 500 тысяч рублей;
  • ограничение свободы на срок до 3 лет;
  • принудительные работы на срок от 2 до 3 лет.

Более суровое наказание предусмотрено за совершение указанного деяния в отношении объектов социальной инфраструктуры, причинение крупного ущерба, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба, повлекшее по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия. При этом максимальное наказание за эти деяния – штраф до 2 млн. рублей, лишение свободы на срок от 8 до 10 лет.
Следует помнить, что если преступление совершено лицом, не достигшим возраста уголовной ответственности, бремя ответственности за материальный ущерб, связанный с организацией и проведением специальных мероприятий по проверке сообщения о преступлении возлагается на родителей (усыновителей) или попечителей, либо организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которой несовершеннолетний находился под надзором. Указанные лица привлекаются в качестве гражданского ответчика и с них взыскиваются понесенные государством расходы в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.


«Бытовая коррупция»

В текущем году на территории Ленинградской области более чем на 200% увеличилось количество зарегистрированных фактов «мелкого», так называемого «бытового» взяточничества.
Как правило, взятки давались гражданами - водителями транспортных средств при их остановке сотрудниками ГИБДД и выявлении административных правонарушений.
При этом, за последние два года органами расследования региона в суд направлено более пятидесяти уголовных дел по обвинению лиц в даче «бытовых взяток», по результатам рассмотрения которых в отношении них судами Ленинградской области постановлены обвинительные приговоры.
Волховская городская прокуратура напоминает, что дача взятки является уголовно-наказуемым деянием и в зависимости от ее суммы действия взяткодателя подлежат уголовной ответственности по статьям 291 и 291.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, наказание за совершение которых предусмотрено, в том числе, в виде лишения свободы на срок от одного года до пятнадцати лет.
Одновременно с этим, разъясняется, что согласно примечаниям к статьям 291 и 291.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило в орган, имеющий право возбудить уголовное дело, о даче взятки.


Ответственность за нецензурную лексику в социальных сетях

Оскорбление — это унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме. Это может быть как нецензурная брань, так и выражение, которое противоречит общепринятым в обществе нормам. Для наступления административной ответственности оскорбление должно быть направлено на конкретное лицо.
В настоящее время, согласно Федеральному законуот 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" с 1 февраля 2021 года законодатель возложил обязанность на социальные сети самостоятельно выявлять и блокировать запрещенный контент. В частности, речь идет о различной противоправной информации, например, об оскорблении человеческого достоинства и общественной нравственности, экстремистских материалах, информации, склоняющей детей к совершению опасных для жизни незаконных действийи т.п.
Следует помнить, что использование ненормативной лексики нарушает как моральные, так и этические нормы общества, а также является явным проявлением неуважения к окружающим людям.
Соответственно, за подобные нарушения законодательства предусмотрена административная ответственность, а в случае распространения заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию – вплоть до уголовной ответственности (ст. 128.1 УК РФ).
Согласно ч. 3 ст. 20.1 Кодекса об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусмотрена ответственность за действия, связанные с распространением в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», также информации, выражающей в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность,проявление явного неуважения к обществу, государству, и в подобных случаях виновному грозит штраф до 100 тыс. рублей.
Также, различного рода оскорбления, совершенные путем направления личных сообщений, в том числе голосовых, в мессенджерах или социальных сетях, подлежат квалификации по ч. 1 ст. 5.61 КоАП РФ.
Помимо этого, согласно ч. 2 ст. 5.61 КоАП РФоскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации либо совершенное публично с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет», или в отношении нескольких лиц, в том числе индивидуально не определенных, влечет наложение административного штрафа на граждан до 10 тыс. рублей; на должностных лиц –до 100 тыс. рублей, а на юридических лиц –до 700 тыс. рублей.
Подобная ситуация может возникнуть, например, в случае размещения оскорбления на странице в социальной сети, которая доступна для неопределенного круга лиц, либо же в групповых чатах мессенджеров.
Следует также отметить статью 150 Гражданского кодекса РФ, то есть достоинство личности, честь и доброе имя, неприкосновенность частной жизни относится к нематериальным благам, принадлежащим гражданам по рождению. Это даёт основание для самостоятельного обращения в суд с исковым заявлением о защите чести и достоинства и возмещении морального вреда.
Таким образом, даже если виновное лицо было привлечено к административной ответственности, выплатил штраф за оскорбление личности, это не будетслужить причиной отказа от подачи в суд иска с требованием возмещения морального вреда, нанесённого оскорблением.

Деятельность органов прокуратуры по противодействию терроризму и экстремизму

Сегодня государство немалое внимание уделяет борьбе с экстремистской идеологией. Часто приходится слышать о недопустимости экстремизма как одного из наиболее опасных явлений в обществе.
У такого понятия как экстремизм либо экстремистская деятельность (данные термины тождественны) объёмное определение, поскольку включает в себя более 10 конкретных видов действий, некоторые из них так или иначе связаны между собой.
К ним относится, в том числе, возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни, а также совершение преступлений по мотивам указанной ненависти или вражды;
пропаганда превосходства либо неполноценности человека, а также нарушение прав граждан по указанным выше признакам;
воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав, соединенное с насилием либо угрозой его применения.
Термины экстремизм и терроризм соотносятся как общее и частное, где частное - это терроризм, как наиболее опасное проявление экстремизма, сопряженное с совершением насильственных действий или устрашением населения.

Государственные органы обладают различными полномочиями в сфере противодействия экстремизму, форма и порядок их реализации зависит от конкретного содержания информации, обладающей признаками экстремизма.

Например, органы прокуратуры обладают исключительными полномочиями по возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 20.3.1 КоАП РФ (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства), 20.33 КоАП РФ (участие в деятельности иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности).
Другим направлением деятельности органов прокуратуры является обращение в суд с исковым заявлением о признании информации экстремистской или запрещённой к распространению на территории РФ.
В частности, к такой информации могут относиться комментарии пользователей в социальных сетях, носящие экстремисткий характер, рецепты изготовления взрывчатых устройств, демонстрация свастики.
Законодательством также предусмотрен внесудебный порядок ограничения доступа к ресурсу, содержащему противоправную информацию.
Так, внесудебный механизм пресечения доступа применим к информации, содержащей:
1)призывы к массовым беспорядкам;
2)призывы к осуществлению экстремистской деятельности;
3)призывы к участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка;

4) ложные сообщения об актах терроризма и иной недостоверной общественно значимой информации, распространяемой под видом достоверных сообщений;
5)обоснование или оправдание осуществления экстремистской и террористической деятельности;
6)информационные материалы иностранной или международной неправительственной организации, деятельность которой на территории Российской Федерации признана нежелательной/запрещена.
В случае обнаружения вышеуказанной информации в общем доступе, Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместители обращаются в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, с требованием о принятии мер по удалению указанной информации и по ограничению доступа к информационным ресурсам в случае ее неудаления.
Экстремизм - это приверженность к крайним взглядам, позициям и мерам в общественной деятельности, выражается в различных формах, начиная от проявлений, не выходящих за конституционные рамки, и заканчивая такими острыми и общественно опасными формами, как провокация беспорядков, гражданское неповиновение, мятеж, повстанческая деятельность, террористические акции.

Экстремизм более широкое понятие, т.к террористические акции, терроризм - это только одна из форм экстремизма.

Правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, ответственность за осуществление экстремистской деятельности определены Федеральным законом от 25.07.2007 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».

В Российской Федерации запрещается создание и деятельность общественных и религиозных объединений, иных организаций, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности.

В отношении таких общественных и религиозных объединений выносится решение о приостановлении деятельности. За невыполнение указанного решения и продолжение осуществления деятельности наступает административная ответственность в соответствии с требованиями ст. 20.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В отдельных случаях судом принимается решение о ликвидации и запрете деятельности организации в связи с осуществлением экстремизма. За организацию деятельности общественных или религиозных объединений, в отношении которых судом принято решение о ликвидации или запрете деятельности, предусмотрена уголовная ответственность по ст. 282.2 УК РФ.

К экстремистской деятельности относится пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии.

Статьей 282 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за совершение действий, направленных на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично, в том числе с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть "Интернет».

За публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности также предусмотрена уголовная ответственность по ст. 280 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Наиболее распространенной является экстремистская деятельность, связанная с массовым распространением экстремистских материалов в сети «Интернет».

Экстремистскими материалами признаются предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство, либо оправдывающие практику совершения военных или национальных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.
Такие материалы признаются экстремистскими судом по месту их обнаружения. Федеральный список экстремистских материалов размещается на сайте Министерства юстиции России.
За производство и распространение экстремистских материалов предусмотрена административная ответственность по ст. 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Также Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за:
-противоправные действия, которые могут носить экстремистских характер или исходить из экстремистских побуждений, такие как: нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях (ст. 5.26 КоАП РФ);
-пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций.

В Российской Федерации запрещается использовать в любой форме нацистской символики, как оскорбляющей многонациональный народ и память о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах.

По фактам совершения преступлений и правонарушений экстремистского характера можно обратиться в органы прокуратуры, следственного комитета, полиции, федеральной службы безопасности.
Помощник Волховстроевскаго транспортного прокурора
Юрист 1 класса Н.В. Копылова

Скажем коррупции-НЕТ!

Коррупцией считается - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Как социальное явление коррупция достаточно многолика и многогранна. Коррупция проявляется в совершении:
-преступлений коррупционной направленности (хищение материальных и денежных средств с использованием служебного положения, дача взятки, получение взятки, коммерческий подкуп и т.д.);
-административных правонарушений (мелкое хищение материальных и денежных средств с использованием служебного положения, нецелевое использование бюджетных средств и средств внебюджетных фондов и другие составы, подпадающие под составы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях);
-дисциплинарных правонарушений, т.е. использовании своего статуса для получения некоторых преимуществ, за которое предусмотрено дисциплинарное взыскание;
-запрещенных гражданско-правовых сделок (например, принятие в дар или дарение подарков, оказание услуг госслужащему третьими лицами).

Так, к коррупционным деяниям относятся следующие преступления:
-злоупотребление должностными полномочиями (статья 285 Уголовного кодекса Российской Федерации[1]);
-превышение должностных полномочий (статья 286 УК РФ);
-получение взятки (статья 290 УК РФ)
-дача взятки (статья 291 УК РФ);
-злоупотребление полномочиями (статья 201 УК РФ);
-коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ), а также иные деяния, попадающие под понятие "коррупция", указанное выше.

Основным коррупционным деянием является взятка. Взятка - это не только деньги, но и другие материальные и нематериальные ценности. Услуги, льготы, социальные выгоды - так называемый "блат", - полученные за осуществление или неосуществление должностным лицом своих полномочий, также относятся к взяткам. Взяткой признается передача и получение материальных ценностей как за общее покровительство, так и за попустительство по службе. К общему покровительству по службе могут быть отнесены, в частности, действия, связанные с незаслуженным поощрением, внеочередным необоснованным повышением в должности, совершением других действий, не вызываемых необходимостью. К попустительству по службе следует относить, например, непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, недобросовестное реагирование на его неправомерные действия.
Злоупотребление полномочиями - это использование коррупционером своего служебного положения вопреки интересам службы (организации) либо явно выходящие за пределы его полномочий, если такие действия (бездействие) совершены им из корыстной или иной личной заинтересованности и влекут существенное нарушение прав и законных интересов общества.
Должностное лицо или лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, в таких случаях действует в пределах своих полномочий по формальным основаниям либо выходит за пределы имеющихся у него полномочий. Это часто происходит вопреки интересам службы и организации.
Схожим по своим признакам с составом таких преступлений, как дача взятки и получение взятки, является коммерческий подкуп, который также включен в понятие "коррупция".
Различие этих преступлений заключается в том, что при коммерческом подкупе получение материальных ценностей, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего (оказывающего), осуществляется лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации. За коммерческий подкуп Уголовный кодексом Российской Федерации предусматривается уголовная ответственность, лица подкупаемого, так и лица подкупающего.
За совершение коррупционных правонарушений граждане несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Уголовным кодексом Российской Федерации предусматривается уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок до 15 лет как за получение взятки, так и за дачу взятки. То есть перед законом отвечает не только лицо, которое получает взятку, но и то лицо, которое взятку дает, или от чьего имени взятка передается взяткополучателю. В случае, если взятка передается через посредника, то он также подлежит уголовной ответственности за пособничество в даче взятки.
Понятие взяточничества охватывает два вида преступлений: получение взятки (статья 290 УК РФ) и дача взятки (статья 291 УК РФ). Близки к ним такие уголовно наказуемые деяния, как коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ) и провокация взятки либо коммерческого подкупа (статья 304 УК РФ).
Состав преступления (взяточничества) будет иметь место независимо от того, когда была принята взятка - до или после выполнения соответствующих действий, а также независимо от того, имелась ли предварительная договоренность между взяткодателем и взяткополучателем. Дача взятки при отсутствии обстоятельств, отягчающих ответственность, наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, или в размере от пятикратной до тридцатикратной суммы взятки, либо исправительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере от пятикратной до десятикратной суммы взятки или без такового.
При наличии обстоятельств, отягчающих ответственность (дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействия) в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой), дача взятки наказывается штрафом в размере от двух миллионов до четырех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет, или в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового либо лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового.
Дача взятки может осуществляться с помощью посредника. Посредничеством во взяточничестве признается совершение действий, направленных на передачу взятки: непосредственная передача предмета взятки, создание условий для такой передачи. Ответственность посредника во взяточничестве наступает независимо от того, получил ли посредник за это вознаграждение от взяткодателя (взяткополучателя) или не получил.
Если взятка передается должностному лицу через посредника, то такой посредник подлежит ответственности за пособничество в даче взятки.
Необходимо отметить, что лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если:
а) вымогательство взятки со стороны должностного лица;
б) если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки;
в) если лицо активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления;

Получение взятки - одно из самых общественно опасных должностных преступлений, особенно если оно совершено в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, сопряжено с вымогательством взятки.
Обстоятельствами, отягчающими уголовную ответственность за получение взятки, являются:
-получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие);

-получение взятки лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления;
-получение взятки группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

  • вымогательство взятки;
  • получение взятки в крупном размере (крупным размером признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие 150 тысяч рублей).
  • получение взятки в особо крупном размере (особо крупным размером признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие 1 миллион рублей).

Самым мягким наказанием за получение взятки является штраф, а самым суровым - лишение свободы на срок до 15 лет. Кроме того, за получение взятки лишают права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (по ч. 1 ст. 290 УК РФ на срок до трех лет, по ч. 6 ст. 290 УК РФ на срок до 15 лет).
Противодействие коррупции — деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Борьбу с коррупцией в пределах своих полномочий осуществляют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
В целях обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации государственной политики в области противодействия коррупции по решению Президента Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц.
При полученных данных о совершении коррупционных правонарушений органы по координации деятельности в области противодействия коррупции передают их в соответствующие государственные органы, уполномоченные проводить проверку таких данных и принимать по итогам проверки решения в установленном законом порядке.

Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.
Противодействие коррупции является одной из приоритетных задач государственной политики и важнейшим направлением деятельности органов прокуратуры Российской Федерации. Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 10 октября 2022 г. № 581 «Об осуществлении прокурорского надзора и реализации прокурорами иных полномочий в сфере противодействия коррупции» одним из приоритетных направлений деятельности прокуратуры определено противодействие коррупции.

Помощник Волховстроевскаго транспортного прокурора
Юрист 1 класса Н.В. Копылова

Предоставление ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка.

Фондом пенсионного и социального страхования (СФР) производится назначение и выплата пенсий и других социальных выплат, устанавливаемых федеральным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 19.05.1995 № 81- ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», нуждающимся в социальной поддержке беременным женщинам и лицам, имеющим детей в возрасте до 17 лет предоставляется право на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка (далее – Единое пособие),
при условии, если они являются гражданами Российской Федерации и постоянно проживают на территории Российской Федерации, при условии, что размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации по месту жительства (месту пребывания) или фактического проживания заявителя в соответствии с Федеральным законом
от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской
Федерации» на дату обращения за назначением указанного пособия.
Единое пособие устанавливается в соответствии с Правилами
назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка в части, не определенной Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.12.2022 № 2330, на основании заявления о его назначении, поданного в территориальный орган СФР, по сведениям, поступившим в рамках межведомственного электронного взаимодействия из органов и (или) организаций, в распоряжении которых они находятся, и (или) представляются заявителем.
Единое пособие объединило 7 мер социальной поддержки:

  • ежемесячное пособие женщине, вставшей на учет в медицинской
    организации в ранние сроки беременности;
  • пособие по уходу за ребенком гражданам, не подлежащим
    обязательному социальному страхованию на случай временной
    нетрудоспособности и в связи с материнством;
  • ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка до достижения им возраста 3 лет;
  • ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка до достижения им возраста 3 лет из средств материнского (семейного) капитала;
  • ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) третьего или последующего ребенка до достижения им возраста 3 лет;
  • ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно;
  • ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет.
    Для обеспечения плавного перехода от существующих выплат к
    Единому пособию для детей, которые уже получают такие выплаты и родились до конца 2022 года, предусмотрена сохранная норма. Родители детей до 3 лет, рождённых до 1 января 2023 года, могут выбрать – получать старые выплаты до трёхлетия ребёнка или перейти на Единое пособие. На детей, рождённых с 2023 года, пособия оформляются только по новым правилам.
    Наиболее нуждающиеся семьи имеют возможность получения двойной выплаты по выбору родителей – и из средств бюджета (Единое пособие), и из средств материнского капитала.
    Право на пособие имеют:
  • беременная женщина в случае, если срок её беременности составляет шесть и более недель и она встала на учёт в медицинской организации в ранние сроки беременности (до двенадцати недель);
  • один из родителей (усыновителей, опекунов (попечителей)) ребёнка в возрасте до 17 лет.
    Назначение пособия носит заявительный характер. Для оформления единого пособия необходимо подать одно заявление через портал государственных услуг, многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) или Фонд пенсионного и социального страхования.
    Рассмотрение заявления занимает 10 рабочих дней. В отдельных случаях максимальный срок составит 30 рабочих дней. Первая выплата поступает заявителю в течении 5 рабочих дней после принятия решения.
    Решение о назначении единого пособия принимается по итогам
    комплексной оценки нуждаемости семьи, то есть с учетом доходов, имущества, наличия заработка или объективных обстоятельств для его отсутствия (правило «нулевого дохода»).
    Доходы каждого члена семьи учитываются до вычета налогов в
    соответствии с законодательством Российской Федерации.
    Уменьшение доходов семьи на суммы различных понесенных расходов (ипотечный платеж, платежи ЖКХ, удерживаемые алименты и др.) Правилами не предусмотрено.
    Размер пособия составляет 50, 75 или 100% величины регионального прожиточного минимума на детей, если выплата назначается на ребенка от 0 до 17 лет, и 50%, 75% или 100% от регионального прожиточного минимума трудоспособного населения, если выплата назначается беременной женщине.
    50% от прожиточного минимума на ребенка или беременной женщине в регионе - это базовый размер пособия. 75% - назначается в том случае, если при назначении 50% доход семьи все равно остался меньше прожиточного минимума, 100% - если прожиточный минимум не достигнут и при назначении 75%.
    Семьям с несколькими детьми от 0 до 17 лет единое пособие
    выплачивается на каждого ребенка до достижения им возраста 17 лет.
    Единое пособие на детей назначается на 12 месяцев с месяца обращения (с месяца рождения ребенка, если обращение за назначением пособия последовало не позднее 6 месяцев с даты рождения ребенка) и продлевается по заявлению. Заявление о продлении выплаты на очередной год можно подать начиная с месяца, в котором заканчивается ранее назначенное пособие.
    Единое пособие беременным женщинам назначается за период, начиная с месяца постановки ее на учет в медицинской организации, но не ранее наступления срока беременности 6 недель и выплачивается до месяца родов или прерывания беременности (включительно).

Прокуратура Ленинградской области разьясняет Меры поддержки

Прокуратурой г. Волхов поддержано государственное обвинение

по уголовному делу в отношении лица, осуществившего фиктивную постановку на учет иностранного гражданина по месту пребывания в Российской Федерации.
Прокуратурой г. Волхов поддержано государственное обвинение по уголовному делу в отношении 57-летней жительницы города Волхов обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного ст. 322.3 УК РФ.
Следствием установлено, что 25.12.2023 женщина умышленно осуществила фиктивную постановку на учет гражданина Республики Таджикистан по месту пребывания в Российской Федерации, без намерения предоставлять иностранному гражданину жилого помещения для проживания, что лишило контролирующие органы возможности отслеживать фактическое место пребывания иностранного гражданина, его цели и планы на период пребывания в Российской Федерации.
Подсудимая вину в инкриминируемом деянии признала в полном объеме и ходатайствовала о рассмотрении уголовного дела в особом порядке.
По результатам исследования документов характеризующих личность подсудимого, Суд, согласился с доводами государственного обвинителя и признал гражданку виновной в совершении инкриминируемого деяния, назначив наказание в виде штрафа.


Защита семейных прав.

В соответствии со статьей 8 Семейного Кодекса Российской Федерации (далее – СК РФ) защита семейных прав осуществляется судом по правилам гражданского судопроизводства, а в случаях, предусмотренных семейным законодательством, государственными органами, в том числе органами опеки и попечительства.
СК РФ относит к компетенции суда принятие решений по наиболее сложным вопросам в сфере семейных правоотношений, в том числе о расторжении брака; о признании брака недействительным; о разделе общего имущества супругов; об установлении отцовства и факта признания отцовства; об усыновлении ребенка и об отмене усыновления; об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка; о защите родительских прав; о лишении родителя родительских прав и о восстановлении родителей в родительских правах; об ограничении родительских прав и об отмене ограничения родительских прав; о взыскании и определении размера алиментов на детей.
Защита семейных прав в предусмотренных законом случаях осуществляется также и государственными органами. Семейное законодательство обязывает органы исполнительной власти принимать меры по защите прав и законных интересов детей, оставшихся без родительского попечения. В необходимых случаях представители органов внутренних дел участвуют в принудительном исполнении решений, связанных с отобранием ребенка. Органы записи актов гражданского состояния по совместному заявлению супругов правомочны восстанавливать брак в случае явки супруга, объявленного умершим или признанного безвестно отсутствующим, и отмены соответствующих судебных решений; устанавливать отцовство лица, не состоящего в браке с матерью ребенка, на основании совместного заявления отца и матери ребенка.
Прокурор также наделен полномочиями в сфере защиты семейных прав, в том числе в предъявлении в суд ряда требований:
о признании брака недействительным;
о лишении родителей родительских прав и об ограничении родителей в родительских правах;
о признании недействительным соглашения об уплате алиментов;
об отмене усыновления ребенка.
Прокурор обязан участвовать при рассмотрении судом дело лишении, восстановлении и ограничении родительских прав; об усыновлении ребенка и об отмене усыновления независимо от того, по чьей инициативе возбуждено дело судом, обжаловать незаконные решения суда, а также осуществлять надзор за законностью отобрания ребенка у родителей органами опеки и попечительства и в других случаях.
Федеральным Законом «О Прокуратуре Российской Федерации» прокурор наделен правом внесения представлений об устранении нарушений закона, протестов на незаконные нормативные правовые акты, возбуждения дел об административных правонарушениях, объявления предостережений о недопустимости нарушений закона.
В соответствии со статьей 121 СК РФ на органы опеки и попечительства возложена защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и, исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей, избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.
Определенную работу по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних на основании Федерального Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» проводят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. В соответствии со статьей 70 Семейного Кодекса комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав наделены правом обращаться в суд с исковым заявлением о лишении родителей родительских прав.
Законом не исключается и самозащита гражданами своих семейных прав путем совершения действий, пресекающих нарушения права. Такая форма защиты семейных прав допустима в случаях, когда субъект семейного правоотношения располагает возможностями правомерного воздействия на нарушителя без помощи суда или государственных органов.
Защита семейных прав осуществляется и с помощью мер, предусмотренных нормами других отраслей права. Статья 30 Гражданского Кодекса Российской Федерации предусматривает ограничение дееспособности гражданина, злоупотребляющего спиртными напитками или наркотическими средствами и ставящего свою семью в тяжелое материальное положение.
Статьями 150 - 157 Уголовного Кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за вовлечение несовершеннолетних в совершение преступлений, антиобщественных действий, за розничную продажу несовершеннолетним алкогольной продукции, за торговлю несовершеннолетними, за подмену ребенка, незаконное усыновление (удочерение), разглашение тайны усыновления (удочерения), за жестокое обращение с детьми, злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей.
Статьями 6. 10 и 5. 35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе, спиртных напитков или одурманивающих веществ и за неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию детей.
Статьями 253 - 264 Трудового Кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями, а также гарантии и льготы лицам, воспитывающим детей без матери.

Полномочия прокурора по участию в рассмотрении судом дел по спорам об ограничении и лишении родительских прав.

Защита прав несовершеннолетних в порядке гражданского судопроизводства является одним из приоритетных направлений правозащитной деятельности органов прокуратуры.
В силу ст. 45 ГПК РФ, ст. ст. 69, 73 СК РФ прокурор вправе реализовать свои полномочия как путем обращения в суд с иском об ограничении в родительских правах, лишении родительских прав, так и вступить в процесс, возбужденный по заявлению других заинтересованных лиц, для дачи заключения.
Независимо от того, прокурор обращается в суд с иском, или вступает в процесс для дачи заключения, необходимо учитывать, что юридически значимые обстоятельства для правильного разрешения дел о лишении родительских прав и об ограничении родительских прав различны.
Так, при разрешении спора о лишении родительских прав должно быть учтено, что уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей может выражаться в отсутствии заботы об их здоровье, о физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, обучении. Разрешая вопрос о том, имеет ли место злостное уклонение родителя от уплаты алиментов, необходимо учитывать продолжительность и причины неуплаты средств на содержание ребенка. Под злоупотреблением родительскими правами следует понимать использование этих прав в ущерб интересам детей, например создание препятствий к получению ими общего образования, склонение к бродяжничеству и т.д. При этом, исходя из положений ст. 69 СК РФ, не могут быть лишены родительских прав лица, не выполняющие свои родительские обязанности вследствие стечения тяжелых обстоятельств и по другим причинам, от них не зависящим (например, психического расстройства или иного хронического заболевания, за исключением лиц, страдающих хроническим алкоголизмом или наркоманией). В указанных случаях суд может вынести решение об ограничении родительских прав, если оставление ребенка у родителей опасно для него (п. 2 ст. 73 СК РФ).
Лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанности содержать своего ребенка (п. 2 ст. 71 СК РФ), в связи с чем вместе с требованием о лишении родительских прав, в соответствии с п. 3 ст. 70 СК РФ, должны заявляться требования о взыскании алиментов на ребенка с родителей, лишенных родительских прав. Если родитель, обязанный уплачивать алименты, имеет нерегулярный, меняющийся заработок или у него таковой отсутствует, прокурору следует заявлять требования о взыскании с ответчика алиментов в твердой денежной сумме.
Решая вопрос об ограничении родительских прав, следует исходить из характера и степени опасности, а также возможных последствий для жизни или здоровья ребенка в случае оставления его с родителями (одним из них), а также учитывать иные обстоятельства (в частности, при виновном поведении родителей (одного из них), создающем опасность для ребенка, - осознают ли родители виновность своего поведения и имеют ли стойкое намерение изменить его в лучшую сторону, какие конкретные меры намереваются предпринять либо предприняли в целях исправления своего поведения).
С учетом положений ст. 78 СК РФ и ст. 47 ГПК РФ дела указанной категории рассматриваются судом с участием органа опеки и попечительства, который обязан провести обследование условий жизни ребенка и его родителя (родителей), в отношении которого (которых) поставлен вопрос об ограничении или о лишении родительских прав. Представленный акт обследования и основанное на нем письменное заключение органа опеки и попечительства по существу спора подлежат оценке судом в совокупности со всеми собранными по делу доказательствами (ст. 67 ГПК РФ).

Волховская городская прокуратура разъясняет.

Неосновательным обогащением считается чужое имущество, включая деньги, иные блага, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого, без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой.
Неосновательным обогащением считается чужое имущество, включая деньги, иные блага, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого, без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой.
В соответствии с п. 1 ст. 1102 ГК РФ неосновательное обогащение возникает, если есть одновременно следующие условия:
1) лицо приобрело или сберегло имущество без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой.
Приобретенным неосновательно имущество считается, если отсутствовали основания на момент его получения, например, когда оно было получено по незаключенному договору.
Сбережение возникает, когда основания приобретения имущества были, но затем отпали, а имущество не возвращено.
Например, такая ситуация может сложиться, когда договор изначально был, сторона авансом перечислила деньги, но затем договор был расторгнут, а другая сторона удерживает неотработанные к этому моменту денежные средства;
2) обогащение произошло за счет другого лица, при этом нет законодательно закрепленных признаков состава хищения.
Например, вы расторгли договор с контрагентом, по которому вы внесли аванс, но контрагент не выполнил встречные обязательства на сумму аванса (не выполнил работы, не поставил товар). Сумма аванса будет неосновательным обогащением для контрагента.
Неосновательное обогащение по общему правилу можно вернуть в порядке ст. 1102 ГК РФ.
Возвращается неосновательное обогащение в том же виде, в котором было получено: вещи - в натуре, деньги - в соответствующей сумме.
Однако, есть исключения. Исчерпывающий перечень таких ситуаций указан в ст. 1109 ГК РФ.
Так, если вы передали имущество по договору, то по общему правилу контрагента нельзя считать неосновательно обогатившимся. Следовательно, вернуть имущество по правилам гл. 60 ГК РФ в этом случае не получится. В частности, это относится к ситуациям, когда:
1) имущество передано досрочно.
2) имущество передано с просрочкой.
Также не получится вернуть деньги или иное имущество, если вы добровольно и намеренно передали его по несуществующему обязательству - то есть при отсутствии обязанности это делать - или предоставили его с благотворительной целью.
Кроме того, по общему правилу нельзя вернуть излишне выплаченные (пп. 3 ст. 1109 ГК РФ):

  • зарплату и приравненные к ней платежи;
  • пенсию;
  • пособие;
  • стипендию;
  • возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью;
  • алименты;
  • иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию.
    Например, если отсутствует недобросовестность со стороны получателя или счетная ошибка, то не подлежат возврату средства, излишне выплаченные в качестве мер социальной поддержки.

Волховская городская прокуратура разъясняет.

Неосновательным обогащением считается чужое имущество, включая деньги, иные блага, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого, без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой.
Неосновательным обогащением считается чужое имущество, включая деньги, иные блага, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого, без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой.
В соответствии с п. 1 ст. 1102 ГК РФ неосновательное обогащение возникает, если есть одновременно следующие условия:
1) лицо приобрело или сберегло имущество без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой.
Приобретенным неосновательно имущество считается, если отсутствовали основания на момент его получения, например, когда оно было получено по незаключенному договору.
Сбережение возникает, когда основания приобретения имущества были, но затем отпали, а имущество не возвращено.
Например, такая ситуация может сложиться, когда договор изначально был, сторона авансом перечислила деньги, но затем договор был расторгнут, а другая сторона удерживает неотработанные к этому моменту денежные средства;
2) обогащение произошло за счет другого лица, при этом нет законодательно закрепленных признаков состава хищения.
Например, вы расторгли договор с контрагентом, по которому вы внесли аванс, но контрагент не выполнил встречные обязательства на сумму аванса (не выполнил работы, не поставил товар). Сумма аванса будет неосновательным обогащением для контрагента.
Неосновательное обогащение по общему правилу можно вернуть в порядке ст. 1102 ГК РФ.
Возвращается неосновательное обогащение в том же виде, в котором было получено: вещи - в натуре, деньги - в соответствующей сумме.
Однако, есть исключения. Исчерпывающий перечень таких ситуаций указан в ст. 1109 ГК РФ.
Так, если вы передали имущество по договору, то по общему правилу контрагента нельзя считать неосновательно обогатившимся. Следовательно, вернуть имущество по правилам гл. 60 ГК РФ в этом случае не получится. В частности, это относится к ситуациям, когда:
1) имущество передано досрочно.
2) имущество передано с просрочкой.
Также не получится вернуть деньги или иное имущество, если вы
добровольно и намеренно передали его по несуществующему обязательству - то есть при отсутствии обязанности это делать - или предоставили его с благотворительной целью.
Кроме того, по общему правилу нельзя вернуть излишне выплаченные (пп. 3 ст. 1109 ГК РФ):

  • зарплату и приравненные к ней платежи;
  • пенсию;
  • пособие;
  • стипендию;
  • возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью;
  • алименты;
  • иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию.
    Например, если отсутствует недобросовестность со стороны получателя или счетная ошибка, то не подлежат возврату средства, излишне выплаченные в качестве мер социальной поддержки.

Волховская городская прокуратура информирует.

25.01.2024 принят Федеральный закон № 475-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», согласно которому в ст. 261 ТК РФ внесены изменения, устанавливающие запрет на увольнение одиноких родителей с ребенком до 16 лет. Ранее работодатель по своей инициативе не мог уволить одинокую мать или других лиц, воспитывающих ребенка без матери, если ребенку не исполнилось 14 лет.
Вместе с тем, увольнение при ликвидации, за неоднократное неисполнение трудовых обязанностей (при наличии дисциплинарного взыскания), за прогул и по другим исключительным основаниям из ч. 4 ст. 261 ТК остается возможным.

16 февраля 2024 года Мобильная приемная прокуратуры Ленинградской области под председательством прокурора области Сергея Жуковского проведет личный прием граждан по вопросам соблюдения прав в сфере исполнительного производства, в том числе имущественных прав детей на получение алиментов.

🗂Прием жителей региона работниками органов прокуратуры Ленинградской области состоится в Управлении Федеральной службы судебных приставов по Ленинградской области (далее – УФССП), расположенном по адресу: Санкт-Петербург, пр-кт Большой В.О., д. 80, лит 6, а также во всех районных отделениях судебных приставов, работа которых будет проводиться с участием городского (районного) прокурора и в режиме видео-конференц связи с УФССП.

⏰Время работы Мобильной приемной прокуратуры Ленинградской области с 10.00 до 12.00 час.

📝Заявители могут обратиться с жалобами по любым вопросам, связанным с нарушением их прав по своевременному и полному исполнению решений (постановлений) судов.

☝🏻Рекомендуется заранее подготовить письменные обращения, содержащие сведения, необходимые для их рассмотрения, копии обжалуемых ответов и решений, при себе иметь документы, удостоверяющие личность.

✔Для предварительной записи необходимо до 13.00 час. 15.02.2024 обратиться лично или по телефонам районных отделений судебных приставов, указанных на официальном сайте УФССП (https://r47.fssp.gov.ru/kontakti/2005153), либо по следующим телефонам:

  • в прокуратуре области - 8 (812) 425-77-25 (старший помощник прокурора области по рассмотрению обращений и приему граждан Зайцева Наталья Федоровна);
  • в Управлении - 8 (812) 630-34-98 (старший инспектор отдела организационно-контрольной работы, документационного обеспечения и работы по обращениям граждан и организаций УФССП России по Ленинградской области Пушкарева Ольга Николаевна).

Граждане с инвалидностью, в том числе дети-инвалиды, могут бесплатно получить технические средства реабилитации (ТСР) в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации (ИПРА).pamyatka_TSR

Льготное обеспечение несовершеннолетних необходимыми техническими средствами реабилитации

В соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О
социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и постановлением
Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240, обеспечение
инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с
индивидуальными программами реабилитации или абилитации инвалидов,
разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-
социальной экспертизы.
С конца 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 30.12.2020 № 491-ФЗ «О приобретении отдельных видов товаров, работ, услуг с использованием электронного сертификата». К способам обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации (ТСР) и протезно-ортопедическими изделиями (ПОИ), помимо их фактического предоставления или денежной компенсации за самостоятельно приобретенное средство, добавился еще один – самостоятельное приобретение рекомендованных средств реабилитации с использованием электронного сертификата.
Выбор всегда остается за гражданином, и он по-прежнему может сам
решать: получить техническое средство реабилитации через Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, воспользоваться компенсацией за самостоятельно приобретенный товар или оформить электронный сертификат.
Электронный сертификат – это электронная запись в реестре электронных
сертификатов. Сертификат привязан к номеру банковской карты «Мир», а к нему прикреплена сумма денежных средств, которую можно потратить на
приобретение необходимого средства реабилитации.
Электронный сертификат работает как банковская карта, но деньги не
перечисляются напрямую, они резервируются на резервном счете, доступ к
которому осуществляется через карту платежной системы «МИР» любого банка и при оплате сразу же поступают продавцу.Свои средства человек потратит только в том случае, если стоимость купленного ТСР превысит стоимость сертификата. Впервые каждый человек с ограниченными физическими возможностями не ограничивается в сумме приобретаемого изделия, а также выбирает то ТСР, которое ему и подходит, и нравится, но в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.
Для определения предельной стоимости приобретаемых ТСР с использованием электронного сертификата разработан подробный алгоритм.
При расчете суммы электронного сертификата учитывается последний исполненный контракт и наличие характеристик, указанных в индивидуальной программе реабилитации (п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240).
Узнать ориентировочную стоимость электронного сертификата
технического средства реабилитации, точки приема электронного сертификата, адреса и ссылки на онлайн магазины возможно на сайте Социального Фонда Российской Федерации в разделе «Каталог технических средств реабилитации» или в мобильном приложении «Социальный навигатор» во вкладке «Инвалидность и льготные категории граждан».
Для оформления электронного сертификата достаточно подать заявление
любым способом: в клиентском центре Фонда, через многофункциональные
центры и портал государственных услуг.

Волховская городская прокуратура сообщает об истечении срока для подачи через портал госуслуг заявлений на отсрочку IT-специалистов от призыва в армию.

Прием заявлений через портал госуслуг на отсрочку от армии в рамках весеннего призыва стартовал 23 января и продлится до 6 февраля. Это касается тех специалистов IT-компаний мужского пола, которые соответствуют следующим критериям:
российское гражданство;
возраст от 18 до 27 лет;
работа по трудовому договору при нормальной продолжительности рабочего дня;
высшее образование по специальности из перечня подпадающих под отсрочку;
работа в аккредитованных IT-компаниях не менее 11 месяцев в период с 1 апреля 2022 года по 31 марта 2023 года, а если стаж сотрудника меньше этого периода, то работодатель должен убедиться в том, что он устроился на работу в течение года после окончания учебы. При этом сама компания должна быть аккредитована до 9 февраля текущего года.
Таким образом, потенциальные призывники могут подать заявление через портал госуслуг сами, тогда они отобразятся в личном кабинете работодателей. Если же они не имеют личного кабинета или не отправят свои данные, то организация сможет внести их в список самостоятельно. После этого до 9 февраля компании должны проверить данные своих сотрудников, подтвердить их и отправить соответствующие списки в Минцифры России через портал госуслуг, а министерство до 1 марта передаст их в Минобороны России.
Решения по отсрочке будут принимать призывные комиссии в период с 1 апреля по 15 июля 2023 года.

Помощник прокурора

юрист 3 класса Ю.А.ИвановаВолховская городская прокуратура сообщает об истечении срока для подачи через портал госуслуг заявлений на отсрочку IT-специалистов от призыва в армию.

Прием заявлений через портал госуслуг на отсрочку от армии в рамках весеннего призыва стартовал 23 января и продлится до 6 февраля. Это касается тех специалистов IT-компаний мужского пола, которые соответствуют следующим критериям:
российское гражданство;
возраст от 18 до 27 лет;
работа по трудовому договору при нормальной продолжительности рабочего дня;
высшее образование по специальности из перечня подпадающих под отсрочку;
работа в аккредитованных IT-компаниях не менее 11 месяцев в период с 1 апреля 2022 года по 31 марта 2023 года, а если стаж сотрудника меньше этого периода, то работодатель должен убедиться в том, что он устроился на работу в течение года после окончания учебы. При этом сама компания должна быть аккредитована до 9 февраля текущего года.
Таким образом, потенциальные призывники могут подать заявление через портал госуслуг сами, тогда они отобразятся в личном кабинете работодателей. Если же они не имеют личного кабинета или не отправят свои данные, то организация сможет внести их в список самостоятельно. После этого до 9 февраля компании должны проверить данные своих сотрудников, подтвердить их и отправить соответствующие списки в Минцифры России через портал госуслуг, а министерство до 1 марта передаст их в Минобороны России.
Решения по отсрочке будут принимать призывные комиссии в период с 1 апреля по 15 июля 2023 года.

Помощник прокурора

юрист 3 класса Ю.А.Ивановаvv

Волховская городская прокуратура сообщает о повышении размера социальных выплат, пособий и компенсаций в 2023 году.

С 1 февраля будут проиндексированы размеры некоторых социальных выплат инвалидам, ветеранам, Героям СССР, РФ, полным кавалерам ордена Славы, Героям Социалистического Труда, Героям Труда РФ и полным кавалерам ордена Трудовой Славы, гражданам, подвергшимся воздействию радиации.
Индексация затронет и отдельные пособия для семей с детьми.
Например, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ним. С учетом сложившегося за 2022 год индекса потребительских цен индексацию выплат, пособий и компенсаций планируется провести на 11,9%.
Также будет проиндексирован размер материнского капитала. Так, с начала месяца он должен увеличиться на 11,9%. Размер маткапитала на первого ребенка повысится с 524,5 тыс. руб. до 586,9 тыс. руб., на второго и последующих детей, рожденных после 1 января 2020 года, – с 693,1 тыс. руб. до 775,6 тыс. руб. Начиная с прошлого года размер маткапитала ежегодно индексируется с 1 февраля исходя из фактического уровня инфляции за предыдущий год, а не по ее прогнозным показателям, как ранее.
Медработники начнут получать новую социальную выплату.
По информации СФР, первые выплаты за январь текущего года перечислят уже в феврале. Для их осуществления фонду необходимо будет получить от медорганизаций реестры специалистов, имеющих право на соответствующую поддержку. Выплаты предоставят в беззаявительном порядке: средства поступят автоматически в течение 7 рабочих дней после того, как работодатель сформирует и представит в фонд реестр работников. Реестры нужно будет актуализировать ежемесячно.
На новую выплату, введенную с 2023 года, могут рассчитывать медработники, работающие в государственной или муниципальной системе здравоохранения, которые оказывают медпомощь в рамках ОМС и не являются руководителями медорганизаций и их заместителями, а также внутренними и внешними совместителями. Ее размер зависит от категории медработников и варьируется от 4,5 тыс. до 18,5 тыс. руб.
Регионы получат новые полномочия по обеспечению жильем льготников.
Так, с 4 февраля субъекты РФ смогут использовать жилые помещения, невостребованные у граждан, уволенных с военной службы, для обеспечения жильем ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также некоторых других категорий граждан. Речь идет о поддержке за счет средств федерального бюджета. Соответствующее полномочие можно будет реализовать на основании решения высшего должностного лица субъекта РФ.
Вступит в силу порядок осуществления ежемесячной социальной выплаты мобилизованным гражданам.
Он урегулирует процесс осуществления выплаты: со дня назначения мобилизованного на воинскую должность и до дня освобождения от таковой включительно, а для мобилизованных, заключивших контракт, до дня вступления в силу контракта о прохождении военной службы; порядок установления выплаты на основе приказов командиров воинских частей, руководителей организаций Вооруженных Сил РФ, в которых мобилизованные граждане проходят военную службу, и т. п.
Предусмотрено, что если ежемесячная социальная выплата, причитающаяся мобилизованному, своевременно не выплачена ему или выплачена в меньшем размере, то он может получить ее за весь период, в течение которого выплата ему полагалась, но не более чем за три года, предшествовавшие обращению за ее получением. При том, сама выплата предусмотрена с 21 сентября 2022 года, а порядок, регулирующий ее, начнет действовать с 3 февраля 2023 года.

Помощник прокурора

юрист 3 класса Ю.А.Иванова

информация прокуратуры за 2022 год

Коррупция

Коррупция (статья 290 УК РФ) — это одно из тех немногих преступлений, ответственность за которые предполагает применение существенных штрафных санкций, размер которых определяется, исходя из суммы полученной взятки.
Под коррупцией понимается незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, в том числе совершенное от имени или в интересах юридического лица.
Любые действия или бездействия, не содержащие вышеуказанных признаков, коррупционными нарушениями не являются. Коррупционные нарушения могут выражаться в дисциплинарных проступках, административных правонарушениях или коррупционных преступлениях.
Административным коррупционным правонарушением является обладающее признаками коррупции действие или бездействие, предусмотренное Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, за совершение которого установлена административная ответственность, но не являющееся преступлением.
КоАП РФ относит к числу коррупционных лишь две статьи: незаконное вознаграждение (взятка) от имени юридического лица (статья 19.28 КоАП РФ) и привлечение работодателем к трудовой деятельности либо заказчиком работ (услуг) к выполнению работ на условиях гражданско-правового договора бывшего или действующего государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в установленный перечень, без уведомления его бывшего работодателя в десятидневный срок (статья 19.29 КоАП РФ).
Дела о коррупционных административных правонарушениях возбуждаются исключительно прокурором.
Коррупционными преступлениями являются предусмотренные Уголовным кодексом РФ общественно опасные деяния, непосредственно посягающие на авторитет публичной службы, выражающиеся в незаконном получении должностными лицами каких-либо преимуществ (имущества, прав на него, услуг или льгот) либо в предоставлении последним таких преимуществ. Например:

  • использование должностным лицом своих полномочий для получения имущественной выгоды (стать 285, 286 УК РФ);
  • дача или получение взятки (материальные ценности, деньги, ювелирные изделия, бытовая и иная техника, недвижимость, транспортное средство, оплата обучения детям или супругам, путевка на отдых и т. д.) за совершение действий при исполнении должностных полномочий, в том числе освобождение лица от ответственности за нарушение закона (статьи 290, 291 УК РФ);
    в случае, когда размер взятки не превышает 10 тысяч рублей, действия дающего и получающего ее лица квалифицируются как мелкое взяточничество (часть 1 статьи 291.1 УК РФ);
  • хищение должностным лицом бюджетных средств (части 3, 4 статьи 159 УК РФ);
  • внесение должностным лицом или служащим в официальные документы заведомо ложных или искажающих действительность сведений из корыстной или иной личной заинтересованности (статья 292 УК РФ) и др.

Если Вас вынуждают дать взятку или вы уже ее дали, сообщите об этом в полицию, следственный комитет или прокуратуру, способствуйте раскрытию и расследованию преступления. Только в этом случае вы не подлежите административной и уголовной ответственности, в отношении вас могут быть применены меры безопасности с целью охраны ваших прав и свобод (статья 291 УК РФ, статья 11 УПК РФ).


Ответственность за высадку ребенка из автобуса

В случае принудительной высадки из автобуса, трамвая или троллейбуса несовершеннолетнего, не достигшего возраста шестнадцати лет, не подтвердившего оплату проезда, если его проезд подлежит оплате, либо право на бесплатный или льготный проезд и следующего без сопровождения совершеннолетнего лица, и если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, на водителя может быть наложен штраф в размере пяти тысяч рублей, а на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Помимо этого, законодательством бесплатный проезд в пригородном сообщении предоставлен детям в возрасте до 7 лет (ранее таким правом могли воспользоваться пассажиры с детьми в возрасте не старше 5 лет).


Как многодетной семье бесплатно получить земельный участок

Одной из льгот для многодетных семей является бесплатное предоставление земельных участков. Это федеральная норма регулируется пунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса РФ.
Цели предоставления земельного участка:

  • индивидуальное жилищное строительство;
  • ведение личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок);
  • ведение садоводства для собственных нужд.

Общие требования
На федеральном уровне определены такие условия:

  • У заявителя и членов семьи должно быть российское гражданство.
  • Земельный участок можно получить один раз. Семья оформляет участок в общую собственность.
  • Правила выделения участков устанавливают регионы.
  • Регионы вправе предложить компенсацию или другую меру социальной поддержки.

Характеристики участка

  • Участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности
  • Площадь участка зависит от региона.

Оформление
Участки предоставляются в порядке очереди. Для этого многодетная семья должна встать на учет.
Вот что для этого надо:

  1. Соберите документы. Ориентируйтесь на перечень в региональном законе.
  2. Подайте заявление в местной администрации, соцзащите, МФЦ, органе земельного надзора или через региональный портал госуслуг.
  3. Ожидайте уведомления о постановке на учет. Сроки уточняйте в своем регионе.
  4. Дождитесь выделения участка и оформите его в общую долевую собственность.

В большинстве регионов семья может отказаться от предложенного участка. При этом место в очереди сохранится.

Компенсация вместо участка
В некоторых регионах вместо земельного участка предусмотрена денежная компенсация, которую можно направить на покупку жилья.
В каждом регионе могут быть установлены особенности бесплатного предоставления участков многодетным семьям.


Федеральным законом от 11.06.2022 № 155-ФЗ внесены изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации

Введены ограничения на осуществление перевозок пассажиров легковыми такси, автобусами, трамваями, троллейбусами и подвижным составом внеуличного транспорта для лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость либо подвергавшихся уголовному преследованию за тяжкие и особо тяжкие преступления, такие как:

  • убийство,
  • умышленное причинение тяжкого вреда здоровью,
  • похищение человека,
  • грабеж,
  • разбой,
  • преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности,
  • преступления против общественной безопасности,
  • преступления против основ конституционного строя и безопасности государства,
  • преступления против мира и безопасности человечества,

а также за аналогичные преступления, предусмотренные законодательством иностранных государств - членов ЕАЭС.
Работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника при получении от правоохранительных органов сведений о том, что работник подвергается уголовному преследованию за указанные преступления.
Работники, осуществляющие пассажирские перевозки, обязаны до 1 сентября 2023 года представить работодателю справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям.   Работники, не являющиеся гражданами РФ и имеющие гражданство другого государства - члена ЕАЭС, наряду с такой справкой обязаны представить аналогичный документ, выданный компетентным органом соответствующего государства - члена ЕАЭС.
Трудовой договор с работником, не представившим работодателю справку (для граждан государств - членов ЕАЭС - соответствующий документ) подлежит прекращению по основанию, предусмотренному пунктом 13 части первой статьи 83 Трудового кодекса РФ.
Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2023 года.


Лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за некоторые тяжкие преступления, могут быть мобилизованы

Федеральным законом от 04.11.2022 № 421-ФЗ в пункт 4 статьи 17 Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (далее – Закон) внесены изменения.
В частности, с 15.11.2022 мобилизации подлежат граждане, имеющие неснятую или непогашенную судимость за тяжкие преступления. Исключения составляют только следующие составы:

  • преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетнего;
  • террористический акт и связанные с ним преступления (ст. ст. 205-205.5 Уголовного кодекса РФ, далее – УК РФ);
  • захват заложника (ст. 206 УК РФ);
  • организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем, а равно участие в вооруженном конфликте или военных действиях в целях, противоречащих интересам РФ (ст. 208 УК РФ);
  • угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава (ст. 211 УК РФ);
  • незаконное обращение с ядерными материалами или радиоактивными веществами (ст. 220 УК РФ), хищение либо вымогательство ядерных материалов или радиоактивных веществ (ст. 221 УК РФ);
  • государственная измена (ст. 275 УК РФ), сотрудничество на конфиденциальной основе с иностранным государством, международной либо иностранной организацией (ст. 275.1 УК РФ);
  • шпионаж (ст. 276 УК РФ);
  • нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой (ст. 360 УК РФ) и некоторые другие.

Сегодня призыву на военную службу по мобилизации не подлежат граждане, имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение любого тяжкого преступления, без каких-либо исключений.

С 1 сентября 2023 года наркологические пациенты по окончании медреабилитации будут проходить социальную реабилитацию

Федеральным законом от 05.12.2022 № 504-ФЗ в статью 54 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» внесены изменения, предусматривающие систему социальной реабилитации наркопациентов после получения ими наркологической помощи (то есть лечения и медицинской реабилитации).
Такая соцреабилитация включает в себя:

  • предоставление социально-психологических услуг (коррекция психологического состояния больных наркоманией, в том числе анонимно с использованием телефона доверия);
  • предоставление социально-педагогических услуг (развитие личности больных наркоманией, формирование у них позитивных интересов, организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей);
  • предоставление социально-трудовых услуг (помощь в трудоустройстве больных и т.п.);
  • предоставление социально-правовых услуг (бесплатная юридическая помощь, помощь в восстановлении и оформлении утраченных документов);
  • оказание государственной социальной помощи больным наркоманией на основании социального контракта.

Порядок прохождения больными наркоманией медицинской и социальной реабилитации будет утвержден совместно Минздравом и Минтрудом России.


Увеличение размера МРОТ

Президент РФ 19.12.2022 подписал Федеральный закон, устанавливающий размер МРОТ, который с 01.01.2023 составит 16 242 руб. в месяц.
Меняется и порядок его расчета. В частности, если ранее он определялся на основе величины медианной заработной платы, рассчитанной Росстатом за предыдущий год, то на 2023 и 2024 годы МРОТ исчисляется исходя из темпа его роста, превышающего на три процентных пункта темп роста величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по стране, установленной на эти периоды, по отношению к указанной величине, определенной на предшествующий год.
В соответствии с положениями Федерального закона от 05.12.2022 № 466-ФЗ величина прожиточного минимума трудоспособного населения на 2023 год установлена в размере 15 669 руб., на душу населения – 14 375 руб., для пенсионеров – 12 363 руб., а детей – 13 944 руб.
Напомним, что установленный на 01.01.2022 размер МРОТ был увеличен на 10 % с июня этого года и составляет 15 279 руб.


Родители детей-инвалидов смогут раз в год использовать до 24 дополнительных оплачиваемых выходных дней подряд

Федеральным законом от 05.12.2022 № 491-ФЗ внесены изменения в статью 262 Трудового кодекса РФ.
Предусматривается возможность более удобного использования родителем (опекуном, попечителем) ребёнка-инвалида 4 дополнительных оплачиваемых выходных дней в месяц, предоставляемых для ухода за ребёнком.
Указанным лицам предоставлено право однократно в течение календарного года использовать до 24 дополнительных оплачиваемых выходных дней подряд.
График предоставления указанных дней в случае использования более 4 дополнительных оплачиваемых дней подряд должен быть согласован работником с работодателем.
Закон вступает в силу с 01.07.2023.